А российских фильмов и впрямь стало больше», – именно к такому выводу приходишь по результатам вручения Национальной кинематографической премии «Ника», которая прошла вечером 15 апреля в Театре российской армии.


Ни для кого не секрет, что киноакадемия «Ника» не единственная в нашей стране. Конкурирующая фирма зовется «Золотой орел», вылупилась два года назад, и с того момента между обеими киноакадемиями и, соответственно, ежегодными премиями, ими вручаемыми, тлеет соперничество.


Соперничество, впрочем, вполне номинальное. Кинопремий-то у нас достаточно, а вот кино представлено отнюдь не так обильно. Не случайно даже эксклюзивных «академиков» на всех не хватило, и подавляющая часть известных кинематографистов числится и там, и там, голосуя сперва за «Орла», потом за «Нику». С фильмами та же самая история. Первого «Золотого орла» в 2003 году получила «Кукушка» Александра Рогожкина. Через несколько месяцев этой же картине присудили «Нику». На следующий год ситуация повторяется. Сначала звягинцевское «Возвращение» стало лучшим фильмом года по версии киноакадемии под руководством Владимира Наумова, потом к этому мнению присоединялась и академия, возглавляемая Эльдаром Рязановым.


Понимая, что глумливый зритель скоро завопит детсадовцем: «Повторюшки-дяди-хрюшки!!!», тревожную тенденцию в этом году пресекли, благо появилась какая-то возможность выбора. В итоге победитель «Золотого орла-2005», фильм «72 метра» режиссера Владимира Хотиненко, не имел даже теоретических шансов получить еще и «Нику»: в шорт-лист он вошел только в двух второстепенных номинациях «Лучшая роль второго плана» (Андрей Краско) и «Лучшая работа звукооператора». Но на этом, собственно, различия двух премий и заканчивались.


Потому как основные номинанты были те же самые, что на «Орле»: «Водитель для Веры» Павла Чухрая (девять номинаций), «Свои» Дмитрия Месхиева (восемь номинаций), «Мой сводный брат Франкенштейн» Валерия Тодоровского (шесть номинаций). Дабы все-таки подчеркнуть собственную индивидуальность, «Ника» решила руководствоваться принципом «чуть больше арт-хауза, чуть меньше попсы». Из номинаций полностью вычистили прокатного рекордсмена прошлого года «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова, зато обильно наложили проигнорированного «Золотым орлом» «Настройщика» Киры Муратовой (восемь номинаций).


Но размежеваться все равно не получилось: присужденные вчера премии опять вызывают устойчивое ощущение дежа-вю.

На «Золотом орле» по количеству полученных статуэток первенствовал фильм «Свои»: он получил трех полновесных «орлов» в престижных категориях – за лучший сценарий, операторскую работу и главную мужскую роль. Угадайте, кто забрал больше всего изображений крылатой богини победы? Естественно, все та же картина Дмитрия Месхиева. А в каких номинациях? Правильно – «За лучший сценарий, операторскую работу и главную мужскую роль». Ну и в качестве бонуса – главный приз, «Лучший российский игровой фильм 2004 года».


Совпадения иногда становились анекдотическими. В январе приз за главную мужскую роль получил Сергей Гармаш («Свои»). А за главную мужскую роль второго плана статуэткой поощрили Богдана Ступку за работу в картине «Водитель для Веры». На «Нике» же лучшим актером стал Богдан Ступка за «Своих», а вот лучшим актером второго плана… Да, Сергей Гармаш, но уже за роль в фильме «Мой сводный брат Франкенштейн».


Это уже не премии, это уже игра в наперстки какая-то…

И еще одно небольшое наблюдение. Пару лет назад вручение премий анонсировали едва ли не все издания. В этом году – в лучшем случае парочка. Какая разница, как в очередной раз разложат колоду из пяти фильмов и пары десятков фамилий? Нынче в моде танковые клинья, пардон, совсем другие оценки, называются бокс-офис. Вот и задается сегодня зритель совсем другими вопросами: кто больше соберет, «Статский советник» или «Турецкий гамбит», и чем закончится операция «Голливуд наносит ответный удар», приуроченная к выходу на экраны долгожданных третьих «Звездных войн» Джорджа Лукаса.

короче подобие оскара наше -гугно