Президент решил обратить особое внимание на сложившуюся в России ситуацию с безопасностью дорожного движения. На прошедшем во вторник заседании президиума Госсовета он призвал правительство бороться с извечными российскими бедами – дураками и дорогами. И если к каждой из этих бед по отдельности страна худо-бедно приспосабливается, то их сочетание – дурак на плохой дороге – влияет на смертность поистине губительно.

"За прошедший год в России зарегистрировано свыше 200 тыс ДТП, в них погибли почти 35 тыс и ранены 250 тыс человек", - заявил президент. При этом среди пострадавших в основном дети и молодые люди до 40 лет, а, значит, теряют жизнь и здоровье представители наиболее активной и работоспособной части населения. В нашей и без того сложной демографической ситуации эти потери зачастую невосполнимы. Активно работающих людей становится все меньше, а в будущем проблема превышения числа иждивенцев над числом работающих грозит стать и вовсе катастрофической. "На протяжении последних четырех лет материальный ущерб от аварий составляет более 2 проц ВВП, - отметил В.Путин. - Это колоссальная цифра - сотни миллиардов рублей, которых лишается страна, экономика и российские семьи".

По мнению президента, решать проблему необходимо комплексно. Прежде всего, необходимо воздействовать на выработку в обществе новых нравственных норм поведения на дорогах. Ведь нередко правила сознательно игнорируют и водители, и пассажиры, хамство на дорогах становится нормой жизни, а лихачество – всего лишь "общественно приемлемым" способом обратить на себя внимание. Все чаще за рулем оказываются водители в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а уровень обучения водительскому мастерству неуклонно снижается.

Еще в послании к Федеральному Собранию, озвученному в апреле нынешнего года, президент поручил правительству вплотную заняться разработкой федеральной программы, нацеленной на сокращение смертности населения на дорогах. Однако до сих пор ситуация не изменилась. На прошедшем заседании В.Путин поддержал разработанную Госсоветом программу "Обеспечение безопасности дорожного движения". Эта программа предусматривает целый ряд мер, направленных на повышение качества дорожного движения и повышения ответственности тех, кто садится за руль. Среди предлагаемых в новой концепции новшеств – увеличение сроков обучения и сдачи экзамена на водительские права, ужесточение штрафов и возврат "балльной" штрафной системы.

Не секрет, что водители-новички элементарно не умеют ориентироваться в транспортном потоке большого города, не имеют даже минимальных навыков вождения, да и попросту не знакомы с культурой поведения на дороге. Водительские удостоверения все чаще покупают за деньги, причем "такса" известна всем, кто так или иначе пытался получить или уже получил права. Что касается Москвы, то в частных объявлениях в Интернете суммы варьируются в пределах 500 долл, причем можно отдельно оплатить теорию, площадку и выезд в город. На каждый из этих видов экзамена имеются соответствующие тарифы, и даже медицинскую справку уже давно можно получить в платных медицинских центрах. Последнее, конечно, имеет свои плюсы – не у всех есть время и возможность проводить дни в изнурительных очередях районных поликлиник, пытаясь побыстрее пройти всех специалистов и сдать анализы. Некоторые требования медиков представляются совсем уж неуместными – например, обязательная для женщин справка от врача-гинеколога. Связь между повышенной аварийностью и наличием или отсутствием определенных проблем более чем сомнительна. Платные же медицинские центры выдают медсправки в ГИБДД без излишних "формальностей" в течение 15 минут. Правда, желающие сэкономить могут принести честно добытые справки из псих- и наркодиспансера – в этом случае придется платить 400-500 руб. Если времени и желания посещать соответствующие учреждения по месту прописки нет, за 50-70 долл врачи могут закрыть глаза и на эту "формальность", проведя обследование своими силами.

Но с другой стороны многие водители со стажем обращают внимание на то, что за рулем "навороченной" иномарки часто оказываются те, кто не умеет водить и попросту игнорирует других участников движения. Купить права становится все проще и дешевле, чем тратить деньги на уроки вождения, автошколу, заставлять себя зубрить "ненужные" правила. Причем сотрудники ГИБДД зачастую ради наживы сознательно "заваливают" экзаменующихся, заставляя их проходить все этапы экзамена снова и снова. Так, автор статьи, пытаясь сдать на права по месту прописки в одном из подмосковных городов, столкнулся с натуральным вымогательством. Узнав, что постоянное место жительства и работы автора находится в Москве, руководитель ГИБДД заявил, что заявление на сдачу экзамена примет только при наличии справки об обучении вождению в местной автошколе, график работы которой – примерно с 11 до 17 часов в рабочие дни. В ответ на возражения о незаконности таких требований, автору был дан совет "ехать в свою Москву и сдавать там, а у нас свои правила". Впрочем, в ходе разговора был дан намек, что некоторая материальная помощь "бедствующему отделению" решит вопрос положительно. В аналогичной ситуации оказываются тысячи желающих получить вожделенную пластиковую корочку, и неудивительно, что многие из них предпочитают заплатить и не тратить время.

Все это приводит к увеличению числа трагедий на дорогах, и вопрос действительно необходимо решать. В.Путин обратил внимание на то, что сегодня экзамены для водителей превратились в простую формальность, а получение прав поставлено на коммерческий поток. Если теперь действительно процесс сдачи экзаменов ужесточат, а срок подготовки увеличат, не приведет ли это лишь к всплеску коррупции? Логично, что недобросовестные ГИБДД-шники не захотят рисковать по прежним тарифам, а, значит, благая инициатива обернется увеличением неофициальных тарифов.

Кстати, еще один интересный момент, опять-таки из личных наблюдений. Когда автор, все-таки прописавшись в Москве, подал заявление на сдачу экзаменов в районное ГИБДД, его "пробивали" по всем базам на предмет лишения водительских прав и неполучения их по прежнему месту прописки. Однако никто не обратил внимания на то, что паспорт на новую фамилию был получен лишь два года назад – после регистрации брака. До этого с 18 лет, когда, как известно, человек получает "права сдать на права", человек жил под другой фамилией, и, соответственно, неоднократно мог совершить нарушения. Неплохой способ получить "чистое" водительское удостоверение для тех, кого этого документа лишили за тяжкие проступки на дороге, не так ли?

Об увеличении штрафов следует сказать особо. Согласно программе, предложенной Госсоветом, сотрудники ГИБДД вновь получат право на месте определять степень трезвости водителей. Сейчас это право есть лишь у медиков. Конечно, водителям и сейчас приходится "дуть в трубочку" по указке ГИБДД. Но дело в том, что "трубочка" является лишь весьма приблизительным методом диагностики – она может среагировать на кефир, квас, лекарства. В настоящее время это дело добровольное. Если водитель не согласен с результатом "экспресс-теста", он имеет право вовсе отказаться от такого обследования и потребовать направление на медэкспертизу – лишь она может окончательно признать его виновным. В случае законодательного закрепления инициативы Госсовета, такого права у несправедливо обвиненных в пьянстве больше не будет. При этом, возможно, пьяных водителей, виновных в ДТП, будут судить, как за умышленное убийство. "Ряд стран пошли по этому пути", - заявил министр транспорта Игорь Левитин. Но самым большим "ударом" по аварийности должны стать увеличенные штрафы – и не только за пьянство. В частности, предполагается массово карать водителей за непристегнутые ремни безопасности. Вместе с ними, кстати, и пассажиров. Сейчас это одно из самых неприменяемых наказаний, поскольку на практике отследить каждую машину не представляется возможным. Точные новые суммы штрафов пока неизвестны, но их могут огласить уже в декабре.

Чтобы у инспекторов не возникало соблазна увеличить поборы с водителей, предлагается ввести автоматизированную систему учета нарушений и выписки штрафов, что позволит свести к минимуму непосредственное общение водителя и инспектора. Правда, речь пока идет только об автотрассах. На Западе это делается следующим образом - момент проступка фиксируется камерами, которые установлены повсюду, а затем автоматически следует уведомление о штрафе. Правда, для России такой уровень технического оснащения пока является лишь мечтой – даже оснащение автотрасс обойдется недешево.

"На президиуме Госсовета принято решение о создании правительственной комиссии по организации безопасности дорожного движения", - сообщил И.Левитин. Такая комиссия существовала до административной реформы, и теперь решено возобновить ее работу. Хорошо, если эти меры увенчаются успехом, а не послужат увеличению личного бюджета сотрудников ГИБДД, только вот надежды на это немного. Между тем, по мнению авторов программы Госсовета, предложенные ими меры способны снизить число погибших в ДТП с 34,5 тыс человек в 2004 г до 23 тыс человек в 2012 г. Такое число сохраненных человеческих жизней, безусловно, достойно того, чтобы реализовать эти меры с максимальной отдачей. Главное, чтобы вреда для граждан от этого было меньше, чем пользы.